Работа роспись керамики


Опубликовано: 13.02.2018, 12:19/ Просмотров: 1763

Сегодня во времена ширпотреба вещи, изготовленные руками приобретают особую ценность и теплоту. В Эстонии к примеру довольно развито керамическое искусство. Гуляя по Таллину легко найти керамическую мастерскую, посмотреть как рождаются уникальные чашечка и блюдечко, а также приобрести понравившуюся вещь.

Рассказывает Владимир Хазов из Санкт-Петербурга: Рассказ о мастерской хочу с двух строчек истории появления керамики в Эстонии.

В 1718 году русский царь Петр Первый несколько раз бывал в Таллинне, который в то время был столицей Эстляндской губернии - одной из самых западных частей Российской Империи. Будучи очарованным красотой города и его окрестностями, он задумал строительство дворца для себя и своей супруги Екатерины. В поисках строительных материалов он отдал приказ построить завод по выпуску кирпича и изразцов.

 Завод основали недалеко от Таллинна на полуострове Копли, где находилось большое месторождение голубой глины. В 1720 году строительство завода было завершено и началось массовое производство кирпича и декоративных керамических элементов для Кадриоргского дворца.
   После завершения строительства Царской резиденции изразцы и декоративные керамические изделия продолжали пользоваться  большой популярностью как в Эстляндской губернии, так в других частях страны, а в особенности при отстройке Санкт-Петербурга, новой столицы Империи.
   Завод работал почти 300 лет и производил всевозможные декоративные изделия и, конечно же, посуду — искусную, украшенную росписью и покрытую глазурью. Но, в конце XX века завод был закрыт и только начале 21 века, в период возрождения старинных традиций – производство керамики было возобновлено.
   

   
   Частные мастерские, которые изготавливают керамику по старинным рецептам можно найти в Таллине в переулке Катарины соединяющем улицы Vene и Müürivahe. Здесь находится Гильдия Св. Катарины, включающая множество ремесленных мастерских, где художники создают, а тут же продают не только керамические изделия, но также шляпы, одеяла, расписанный шелк и другие изделия. Мастерские находятся в небольших помещениях XV - XVII веков на южной стороне улицы. Они представляют собой открытые студии - посетители могут понаблюдать за работой художников, стеклодувов, ткачей или изготовителей керамических изделий. 

   Основное сырье для изготовления - это глина. Важнейшее свойство глин — это способность обнаруживать при затворении водой пластичные свойства, а при обжиге образовывать камнеобразный черепок.
   Производство керамических изделий включает в себя следующие основные процессы:
• приготовление керамических масс;
• формование изделий;
• сушка;
• обжиг.

Керамические массы — это смесь исходных сырьевых материалов, приготовленная по рецептуре, заданной для каждого вида изделий. Она является основой керамического черепка, который, собственно, формует изделие. Для приготовления керамических масс измельченное сырье вначале дозируется по весу, а затем тщательно перемешивается.

   Керамические изделия формуют методом пластического формования из пластичной массы или методом литья (жидким шликером) в гипсовых формах. Пластичное формование предполагает как ручное изготовление изделий (лепка, отминка по формам, вытягивание на гончарном круге), так и механическое (на современных станках). В мастерских чаще всего применяется именно ручное изготовление. 
   Например, вот на такой полусфере можно придать форму будущей тарелке.

   Отформованные изделия обыкновенно имеют влажность 20 — 28%. Перед обжигом полуфабрикат необходимо высушить до содержания в нем влаги не более 2 — 5%, для того чтобы придать изделию необходимую механическую прочность, а также во избежание деформации и растрескивания при обжиге.
   В процессе обжига формируется структура черепка, определяющая технические свойства изделия (пористость, механическую прочность, термоустойчивость и др.). В производстве художественных керамических изделий используют двукратный и реже - однократный обжиг. При однократном обжиге изделие после сушки сразу глазуруют и затем обжигают.
   Для высушивания можно использовать обычную печь - в данном случае канадская дровяная печь Bullerjan. А для обжига камерную студийную электрическую печь вертикальной загрузки KITTEC.

   Заготовки после высушивания ждут глазуирования на стеллажах, а некоторые из них с готовой фактурой и рельефом уже готовы к росписи.

   Скульптурное (текстурное) декорирование основано на пластических свойствах материала, благодаря которым готовое изделие отделывается различными рельефами, контррельефами или фигурными украшениями, ажурным вдавливанием или резьбой специальными штампиками, инкрустацией, сграффито.

   Живописное декорирование - это разнообразные декоративные растительные или тематические композиции на керамике, которые выполняются разноцветными жаропрочными красками (ангобом) вручную или механическим способом.
   Ангобная роспись. Это декоративное покрытие наносится на поверхность керамического изделия до его обжига. Различают ангобы белые (из беложгущихся глин) и цветные (из глин с цветообразующими добавками).

   После первого обжига получают терракоту - керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением.
   Ее можно подкрашивать темперными красками или акварелью, разведенной на молоке. Однако чаще всего терракоту покрывают глазурями, которые затем закрепляют вторым обжигом.
   Основными составляющими глазурей являются кварц, глины, полевой шпат, поташ, борная кислота, мел, сода, бура, углекислый барий. Готовят глазурь в виде водной суспензии путем смешивания и размола всех компонентов. Селитру, буру, соду и поташ вначале сплавляют - фриттируют.
   Покрытие и роспись эмалями (непрозрачными глазурями) выполняют в тех случаях, когда необходимо получить яркие и светлые тона на темном черепке.

   Каждое изделие произведено руками мастера, а значит посвоему уникально. Только человек может вложить душу в свое произведение, а не станок на заводе.

   Различное сочетание формы и цвета терракоты, покрытие ее глазурью или эмалью, позволяют получить удивительно красивые вещи. Не обязательно это может быть чашка или тарелка, таким способом можно изготовить декоративные предметы интерьера.

   Любое изделие мастерской будет украшением вашего дома и позволит отправить стеклянную посуду из IKEA на дачу.

   Не проходите мимо таких мастерских, не бойтесь помешать мастерам в изготовлении. Каждому мастеру, который занимается любимым делом будет приятно поговорить с человеком, который оценит его творчество. А уж без покупки покинуть такое место очень сложно.

В Санкт-Петербурге керамику ручное работы можно поискать в магазине http://goncharlavka.com/, хотя выбор не богат, и красоты неземной там не найти.

В Москве много красивого (не только керамики) есть в магазине Тани Либерман http://new.jerusalembazar.ru/, тут есть очень красивые вещи, в том числе и из Эстонии.

источник

Рекомендуется к просмотру: 


Источник: http://www.stena.ee/blog/kak-eto-rabotaet-estonskaya-keramika-ruchnoj-raboty



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ещё статьи по теме: Роспись по керамике: теория и практика - Наука и метод - Zen Designer
Выкройка тильдовского кота
Вязание ежика крючком
Необычные цветы из бисера
Детские сумки вязанные крючком
Роза тунисским вязанием

Работа роспись керамики Работа роспись керамики Работа роспись керамики Работа роспись керамики Работа роспись керамики Работа роспись керамики Работа роспись керамики Работа роспись керамики Работа роспись керамики